Методические рекомендации к организации предметной здоровьесберегающей среды в группе для детей с нарушением зрения.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов , но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Стоит отметить, что в настоящее время в общий детской популяции наблюдается значительный рост количества детей с различными отклонениями в развитии. Дети, страдающие нарушением зрения, характеризуются рядом особенностей. Так, большие сложности у них возникают в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления, это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении, что несомненно влияет на двигательную деятельность в целом - снижается быстрота, координация, точность, темп, соразмерность движений.
Поэтому для развития культуры и разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения в группе создан физкультурный уголок «Зов джунглей».
Уголок расположен в свободной зоне, содержит разнообразный спортивный инвентарь и пособия подобранные с учетом программных требований, возрастных и зрительных возможностей детей. Атрибуты подобранные с учетом возраста и глазных патологий являются зрительными ориентирами, ограничителями движений. Данные предметы способствуют слуховому восприятию движений, позволяют конкретизировать задание, поставить его четко и наглядно, развивают мелкую моторику рук, что активизирует деятельность анализирующих систем, влияют на речевое и умственное развитие в целом.
В физкультурном уголке дети имеют возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями утром, между занятиями, после дневного сна; знакомиться с пособиями и правилами пользования ими, разучивать упражнения и движения для занятия, что способствует повышению эффективности физкультурных занятий.
Для оформления физкультурной зоны используются: зрительные ориентиры, способствующие регулированию движения в ограниченном пространстве, «Азбука движения», помогающая ребенку закрепить узнавание, запоминание букв, способствует координированному взаимодействию зрительного, слухового и двигательного анализаторов, соотношению зрительного образа буквы, звука с положением собственного тела.
Существует ряд требований в организации физкультурного уголка:
1. Оснащение должно быть пригодно для детей с дефектами зрения и учитывать специфику нарушений зрительных функций;
2.Цветовое оформление пособий должно привлекать внимание детей и помогать ориентироваться в окружающем пространстве.
3.Стены помещения, где располагается физкультурный уголок и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов.
4.Окраска оборудования должна контрастировать с окраской стен, но не должно быть цветовой перенасыщенности.
Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка.
В работе по оптимизации двигательной активности детей выделяют два направления:
- Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.
- Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики.
Исходя из этого, мы разработали перечень инвентаря необходимого для физкультурного уголка в группах для детей с нарушением зрения:
- «Колцеброс» для развития меткости;
- Мячи разных размеров для проведения подвижных игр;
- Ребристая доска или резиновая дорожка с сильно выпуклыми рельефами
- Кегли для игры в боулинг;
- Массажные дорожки для профилактики плоскостопия;
- Мячи с шипами для массажа рук;
- Канат для развития координации движений и формирования правильной осанки;
- Игра «Городки» для развития меткости и точности;
- Обручи, дуги, ленточки, гимнастические палки и скакалки для проведения подвижных и малоподвижных игр;
- «Дартс» (с мячами на липучках) для развития меткости, точности.
- Флажки и зрительные ориентиры;
- Мешочки для метания;
- Корригирующие дорожки и тренажеры.
Оснащение спортивного уголка постоянно обновляется и пополняется.
В осенний и зимний период, когда погодные условия не позволяют выйти на прогулку, в групповой комнате организуется оздоровительный игровой час.