Формирование здоровьесберегающей компетентности у педагогов и родителей воспитывающих детей с нарушением зрения
Необходимым условием совершенствования воспитания и оздоровления детей является повышение эффективности воздействия всех звеньев воспитательно-оздоровительной системы, в которой семье принадлежит одно из главных мест.
Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка, под руководством близких он приобретает свой первый опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения, навыки жизни в обществе. В семье у него формируются основы здорового образа жизни, усваиваются нравственные нормы поведения, определяется отношение к людям, к самому себе.
Одно из действенных средств повышения качества здоровьесбережения детей - педагогическое просвещение родителей, в котором ведущую роль играет детское учреждение.
Формы и методы организации этой работы разнообразны: посещение семьи, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, конференции...
В данной статье мы стремимся показать необходимость формирования здоровьесберегающей компетентности у педагогов и родителей воспитывающих детей с нарушением зрения.
Одна из причин низкой эффективности учебно-воспитательного процесса - пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в дошкольном учреждении. Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно. Необходимо дать понять родителям и педагогам, что к ребенку нужно относиться как к равному, поощрять его самостоятельность, формировать у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.
Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих дошкольников составляет 59%, тогда как у детей с нормальным зрением - 18%. Значительно больше у первых и число простудных заболеваний.
Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений.
Те дошкольники, в режиме которых большое место занимает физическое развитие, обладают более высоким умственным развитием, сопротивляемостью к утомлению, и простудным заболеваниям, высокой работоспособностью, что не может не сказаться на повышении эффективности учебного процесса.
Педагогам и родителям необходимо поощрять и стимулировать
двигательную активность ребенка, приучать его к обязательному выполнению утренней
гимнастики, физических упражнений. Обязательно нужно посоветоваться с врачом о возможной физической нагрузке
ребенка, совместно определите характер и объем упражнений, исходя из
особенностей патологии зрения.